Андрагогика: Как обучать взрослых?

Андрагогика: Как обучать взрослых?

В этой статье Вы узнаете:

  • Что собой представляет андрагогика;
  • Отличия андрагогики от педагогики;
  • 4 основных принципов обучения взрослых;
  • Важность андрагогики.

Когда мы говорим о процессе обучения, невольно начинаем представлять школьный класс, заполненную детьми, и учителя, который объясняет новый материал. Уж больно засело в памяти 11-летняя программа обучения… Однако обучение не ограничивается школой или тем же самым университетом. Люди продолжают учиться всю жизнь, этому даже придумали целый термин «lifelong learning», о котором забегая вперед, я расскажу читателям в других статьях. Подходы к обучению взрослых значительно отличаются от методов, используемых при обучении детей. Здесь на сцену выходит андрагогика — наука о том, как обучать взрослых. В этой статье я рассмотрю основные принципы андрагогики, её ключевые отличия от педагогики, и что не маловажно, как эти различия влияют на эффективность обучения.

Педагогика, как наука об обучении детей, зародилась тысячелетия назад и приобрела свой окончательный вид в XIX и XX веках. Слово “педагогика” происходит от греческого слова “país” (ребёнок) и “ágō” (вести), что буквально означает “ведение детей”. Основное внимание в педагогике уделяется формированию личности ребёнка, передаче знаний и воспитанию, что требует дисциплины, структуры и последовательного наращивания знаний.
Андрагогика, напротив, была официально признана сравнительно недавно — во второй половине XX века. Термин “андрагогика” был предложен германским философом Александром Каппом в 1833 году, однако наибольшую известность и развитие концепция получила благодаря американскому педагогу Малколму Ноулз в 1970-х годах. Ноулз утверждал: «Обучение взрослых кардинально отличается от обучения детей; взрослые учатся на основе своего опыта и желают видеть практическое применение знаний».

Еще одно основное различие между педагогикой и андрагогикой заключается в том, как эти науки подходят к процессу обучения. Привожу 4 основных принципов андрагогики:

  1. Самостоятельность обучающихся.
    Один из ключевых принципов андрагогики — это признание автономии и независимости взрослых обучаемых. В отличие от детей, которые зависят от учителя как от главного источника информации, взрослые, как правило, хотят самостоятельно управлять процессом своего обучения. Как отмечает Journal of Adult Education, около 76% взрослых учеников заявляют, что они предпочитают самостоятельно выбирать, какие знания им нужны и каким образом они будут их получать.
    В отличие от педагогики, где дети следуют установленной учебной программе, взрослые в андрагогике хотят и должны играть активную роль в процессе обучения. Это позволяет им чувствовать ответственность за результат и усиливает мотивацию к учёбе.
  1. Накопленный жизненный опыт.
    Второй принцип андрагогики заключается в том, что взрослые ученики имеют уже сложившийся жизненный опыт, который влияет на их восприятие нового материала. Это опыт служит основой для дальнейшего обучения, так и фильтром, через который они пропускают новую информацию. Исследование, проведённое в International Journal of Lifelong Education, показало, что 85% взрослых лучше усваивают новый материал, если он связан с их профессиональной деятельностью или жизненным опытом.
    Для детей, напротив, обучение — это во многом накопление знаний с нуля. В педагогике акцент делается на последовательное освоение информации, которая постепенно формирует базу для дальнейшего обучения. Взрослые же часто учатся через аналогии, сравнения и рефлексию на основе своего прошлого опыта. Американский психолог Дэвид Колб выделяет 4 типа обучающихся. Отдельный пост по этой теме вы сможете найти в рубрике “Образование”.
  1. Практическая направленность обучения.
    Третий ключевой аспект андрагогики — это ориентация на практическое применение знаний. Взрослые редко интересуются теоретическими знаниями ради самой теории. Им важен конкретный результат, будь то повышение профессиональной квалификации или решение повседневных проблем. Это принципиально отличает андрагогику от педагогики, где учащиеся часто должны осваивать теоретические основы перед тем, как они смогут применить их на практике. Взрослые же хотят видеть, как новые знания сразу же могут быть использованы в их повседневной жизни или на рабочем месте.
  1. Мотивация и внутренняя потребность.
    Мотивация обучающихся играет ключевую роль в андрагогике. В отличие от детей, которые часто обучаются по внешним причинам (например, ради оценок или по настоянию родителей), взрослые учатся, потому что осознают важность и необходимость обучения для своего профессионального и личностного роста. Согласно исследованию, проведённому в Adult Learning Journal, 68% взрослых обучающихся заявили, что главным мотивом для их участия в учебных программах является желание улучшить свою карьеру или повысить свои навыки. Это делает мотивацию взрослых гораздо более сильной, чем у детей, но и более хрупкой. Если взрослые не видят смысла в обучении, они быстро теряют интерес и прекращают участие в учебном процессе.

В заключении хочу подчерпнуть, что андрагогика — это не просто набор методик, это философия, которая уважает и использует уникальные особенности людей. Понимание принципов на которых строится образовательный процесс зрелых людей позволяет преподавателям и бизнес-тренерам создавать более эффективные программы обучения, которые действительно помогают взрослым достигать своих целей.
Как говорил китайский философ Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Этот афоризм идеально отражает суть андрагогики: взрослые учатся через опыт, через действие и через применение знаний в своей реальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *